Материалы Балтийского архива

Дорофей Бохан

Лекция М. Здеховского

 При переполненном зале прочел знаменитый профессор в воскресенье в университете свою лекцию «Три мира: Европа, Россия и Азия». Лекция – чисто политическая, интересная в высшей степени. Можно, конечно, ручаться, что большинство собравшейся публики ожидало другого; к счастью, М. Здеховский обманул их ожидания. Ожидал другого и я. Я видел на кафедре умного, красноречивого, убедительно доказывавшего свои глубокие мысли оратора, самостоятельного в своих выводах, мужественного в защите выдвигаемых им положений.

  Не было шовинистических выкриков, не было презрительных отзывов о России, о том, что она, поверженная теперь во прах, могла дать идола миру... Было глубокое уважение к Льву Толстому, к глубокому философскому прозрению Вл. Соловьева, к трудам В. И. Ламанского, С. Ухтомского, Сергея и Евгения Трубецких. Даже об А. С. Хомякове, о Н. Я. Данилевском, которых цитировал и мысли которых излагал лектор, я не слышал полемически-задорных выкриков.

     Не буду излагать подробного содержания любопытнейшей лекции, интересной, пожалуй, не менее, чем своим содержанием – самим фактом произнесения ея с кафедры нынешняго виленскаго университета. И если за проф. М. Здеховским, после его книги «Пессимизм, романтизм и основы христианства», утвердилась репутация одного из глубочайших мыслителей современной Польши в области религии, именно – мыслителя новатора, сторонника «модернизма» в религии – то после подобной лекции его следует считать столь же глубоким политиком, самостоятельным и оригинальным, не боящимся «нового» слова и «новой» мысли.

     Только М. Здеховский, из всех польских профессоров и мыслителей, мог, вслед за Рабиндранатом Тагором, этим индусским Толстым, признать, что магометанско-буддийская Азия, столь древняя и столь молодая колыбель религий человечества, несет миру новое слово правды и добра, превосходя во много раз в своей нравственной высоте якобы «христианскую» Европу. И трудно не согласиться с лектором, что христианство, забывшее нагорную проповедь, ниже буддизма, ниже магометантства.

Лекция М. Здеховского заслуживает не такой краткой заметки, но полного и подробного изложения.      Но я не делаю этого, ибо считаю более важным, как я уже сказал, отметить самый факт произнесения этой лекции, напоминающей славную эпоху виленского университета ровно сто лет тому назад в зале Снядецких – нынешнего университета Стефана Батория.

     Осмеливаюсь сделать один только упрек лектору. Лекция, по существу своему носящая характер эклектический, была несколько перегружена цитатами из русских философов и публицистов – и часто трудно было отличить, когда кончается Ламанский, Данилевский, Трубецкой – а начинается Здеховский.

Д. Д. Бохан

Д. Д. Бохан. Лекция М. Здеховского // Виленское утро. 1922. № 146, 7 марта. С. 3

 

Материалы Балтийского архива                  Дорофей Бохан                   Мариан Здзеховский

 

Рейтинг@Mail.ru