Сетевой кабинет доктора филологии Павла Лавринца

Павел Лавринец

Письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому

      Мариан Здзеховский отличался особым вниманием к русским религиозно-философским исканиям. Постоянной темой его работ были сопоставления духовных основ западноевропейской и русской культур, развития католической и православной религиозной мысли. Этим был обусловлен его интерес к трудам Льва Толстого, Владимира Соловьева, Бориса Чичерина, других русских мыслителей. Задолго до Первой мировой войны начали выходить книги Здзеховского на русском языке, его статьи – печататься в русской периодической печати. Он подолгу бывал в Москве и Петербурге, познакомился лично со многими русскими учеными, писателями, общественными и политическими деятелями, состоял в переписке с Николаем Арсеньевым 1), Николаем Бердяевым 2), Григорием Трубецким 3), Евгением Трубецким 4), Дмитрием Мережковским 5). Среди тех, с кем Здзеховский поддерживал дружеские отношения, был Дмитрий Философов.
      Русский критик и публицист в одной из статей в варшавской газете «За Свободу!» вспоминал, что с «минским помещиком» он познакомился в Петербурге еще в 1907 г. Знакомство возобновилось в возрожденной Польше: бежав вместе с Мережковским и Гиппиус из Петрограда, Философов в 1920 г. оказался в Вильно. Здесь беглецов встретил Здзеховский, занявший в Университете Стефана Батория кафедру всемирной литературы (позднее кафедра сравнительных литератур). Он проявил «столько братского внимания» и «такое богатство своей славянской души», что пребывание беглецов в Вильно «окрасилось особым цветом морального удовлетворения»; им представлялось, что они «попали к своим людям, к братьям по духу» 6).
      Философов остался в Варшаве после того, как Мережковский и Гиппиус уехали в Париж. Он принимал участие в деятельности русских организаций, участвовал в руководстве газетами «Свобода» (1920–1921), «За Свободу!» (1921–1932), «Молва» (1932–1934), журналом и газетой «Меч» (1934–1939), изредка выступал в польской печати. Общение со Здзеховским, большей частью заочное, продолжилось; в фонде Здзеховского в Отделе рукописей библиотеки Вильнюсского университета сохранилось шесть писем Философова. Они отражают общие интересы корреспондентов и, особенно письма межвоенного периода, обнаруживают немаловажную для исследователей подоплеку как некоторых публикаций Здзеховского, так и выступлений «За Свободу!». Варшавский публицист ценил глубокое понимание виленским профессором непростой ситуации русских и проблем православной церкви в Польше, неприятие большевизма и убежденность в том, что христианским основам европейской культуры и, следственно, самому существованию человечества угрожают национализм и коммунизм. По-своему сближали их растущие одиночество и несовпадение с настроениями публики. Тем ценнее для каждого из них становился диалог граждан духовной «республики аристократов», которых, как не без горечи писал Философов, «толпа никогда не понимала».
      Письма 0публикуются по автографам (6 / 19 января 1912 г., 21 февраля / 6 марта 1914 г., 18 октября 1925 г., 20 ноября предположительно 1926 г., 7 января 1931 г. — F 33-408; 4 мая 1928 г. – F 33-78); текст бланков, на которых написаны первое и последнее письмо, опущен; орфография и пунктуация писем приведена в соответствие с нынешними нормами, с сохранением ряда характерных особенностей; раскрытые сокращения не отмечаются.
*
      Тексты писем Д. В. Философова в черновой расчитке и без комментариев были опубликованы в 2005 году в Балтийском архиве (1, 2, 3, 4, 5, 6; копия в Библиотеке Мошкова). Вступительная статья и новая публикация писем с комментариями была по инициативе Петра Мицнера подготовлена к 70-летию кончины Мариана Здзеховского:
      Павел Лавринец. «Гуманизм и культура в нашем с вами понимании»: письма Дмитрия Философова Мариану Здзеховскому. Новая Польша. 2008. № 10. С. 35–41.
      В переводе на польский язык Галины Дубик в несколько отличной (в частности, более  полным комментарием) версии:
      Paweł Ławriniec. Listy Dymitra Fiłosofowa do Mariana Zdziechowskiego. Tł. H. Dubyk. Zeszyty Historyczne. 2008. T. 544, zeszyt 165. Paryż: Instytut Literacki (Association Institut littêraire). S. 176–190.
      Настоящая публикация представляет собой русскую версию публикации в „Zeszyty Historyczne“ с незначительно расширенными примечаниями, которые в силу ограниченности объема не могли в нее войти.

Примечания

      1) Письма Николая Арсеньева Мариану Здзеховскому. Публ., вступ. ст. и комм. С. Филипчик. Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Т. IX. Сост. и ред. Павел Лавринец. Вильнюс: Русские творческие ресурсы Балтии, Издательство Вильнюсского университета, 2005. С. 324–337.
      2) Пять писем Н. Бердяева. Из личного архива профессора Вильнюсского университета М. Здзеховского. Публ., предисл. и примеч. А. Йокубайтиса. Вильнюс. 1989. № 11. С. 161–170.
      3) Письма Г. Н. Трубецкого М. Здзеховскому (1907–1928). Публ., вступит. ст. и комм. С. Филипчик. Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Т. VII. Сост. и ред. Павел Лавринец. Вильнюс: Русские творческие ресурсы Балтии, Žvaigždžių miestas, 2002. С. 287–339.
      4) Z nie opublikowanych archiwów Mariana Zdziechowskiego. Listy Eugeniusza Trubeckiego do Mariana Zdziechowskiego. Tł. A. Jokubaitis i B. Szlachta. Znak. 1993. Nr 1 (452). S. 83–97.
      5) Д. С. Мережковский и М. Э. Здзеховский. Письма из Парижа в Вильнюс. Вступит. ст., публ. и примеч. А. Йокубайтиса. Вильнюс. 1990. № 1. С. 147–156.
      6) Д. Философов. Славянская душа (Проф. Марьян Здзеховский). За Свободу! 1925. № 93 (1497). 6 апреля.

 

1. 6 / 19 января 1912 г.       2. 21 февраля / 6 марта 1914 г.       3. 18 октября 1925 г.

 

4. 20 ноября 1926 (?) г.       5. 4 мая 1928 г.                                     6. 7 января 1931 г.

Рейтинг@Mail.ru
www.stats.lt - Puslapiu statistika, reitingai, skaitliukas